В настоящей книге представлены психологические и физиологические исследования по проблеме взаимоотношения мышления и речи. В ней дается краткая история и современное состояние этой проблемы и обсуждаются пути ее экспериментального исследования. При этом специальное внимание обращается на изучение скрытых речевых процессов, связанных с внутренней, или мысленной, речью; исследуются речевые процессы при решении различных мыслительных задач, а также при восприятии, запоминании и понимании слушаемой речи, чтении на родном и иностранном языках.Значительная часть книги посвящена электрофизиологическому исследованию скрытых речевых реакций.Предназначается для психологов, физиологов, лингвистов и педагогов, интересующихся исследованиями мышления и речи, а также разработкой программ обучения чтению, решению задач и другим интеллектуальным навыкам.