В конце XIX в. в русском искусстве стал доминировать модерн. Проявился он и в ювелирном деле. Характерное для этого стиля изящество орнаментальных форм хорошо выявилось в металле, его природе, пластичности, фактуре, цвете. В это время во многих видах искусства нашло свое отражение многообразие стилевых направлений. В поисках новой художественной выразительности мастера-ювелиры заимствовали формы и орнамент, бытовавшие в XVII, XVIII и начале XIX в., сочетая их нередко в одном произведении. В 1840—1860-х гг. в Петербурге и Москве появляются ювелирные фирмы и фабрики Павла Сазикова, Ивана Губкина, Василия Семенова, Ивана Хлебникова, Павла Овчинникова, братьев Грачевых, Карла Фаберже, исполняющие многочисленные заказы на самые различные предметы. Виртуозное владение техническими приемами давало ювелирам возможность воспроизводить в металле фактуру любых материалов: дерева, меха, ткани. Мастера серебряных дел этих фирм, совершенствуя традиционные технические приемы обработки драгоценного металла — чеканку, чернь, скань, эмаль, стали широко применять механические способы изготовления и обработки изделий. Широкое распространение получили изделия, украшенные яркой многоцветной эмалью. Особенно интересна и трудна в исполнении была так называемая оконная прозрачная эмаль, напоминающая витражи. Русские ювелиры создали произведения, получившие признание и награды на всероссийских и на международных выставках.