Книга посвящена истории и теории создания сакральных пространств в культуре и искусстве Византии. Она основывается на исследованиях последних лет, которые во многом продолжают работы автора о символике и иконографии византийского и древнерусского храма. При этом она отражает принципиально новый методологический подход и особую теорию художественной культуры. В основе теории лежат три взаимосвязанных понятия, введенных автором в гуманитарную науку и вынесенных в заглавие книги. Наиболее общей является концепция иеротопии', согласно которой создание сакральных пространств должно быть рассмотрено как особая сфера творчества и самостоятельная область исторических исследований. В книге на основе всех доступных источников реконструируются конкретные проекты 'пространственных икон' и выявляются характерные 'образы-парадигмы', одновременно предлагается новый взгляд на целый пласт явлений художественной культуры, ранее не попадавших в предметный мир истории искусства.Книга обращена к читателю, интересующемуся историей византийской традиции, истоками своеобразия русской культуры и новейшей теорией искусства.'