По горизонтали
3. Мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков.
4. Формализацияпостроение абстрактных моделей, для исследования реальных объектов. Ф. обеспечивает возможность оперировать знаками, формулами. Вывод одних формул из других по правилам логики и математики позволяет установить теоретические закономерности без эмпиризма.
7. Составление полного представления о предмете на основании большого количества мелких деталей или фрагментов.
11. Особо охраняемая природная территория, на которой под охраной находятся некоторые части природного комплекса: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.
13. Всеобщность.
18. Религиозная вера в то, что природа и такие аспекты, как Вселенная, Земля, жизнь и люди, возникли в результате сверхъестественных актов божественного творения
23. Ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.
По вертикали
1. Метод исследования, при котором осуществляется. внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.
2. Принятая научным сообществом модель рациональной научной деятельности.
5. Метод познания, мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества.
6. Связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию.
8. самый низкий уровень проявления жизни. Структурными элементами этого уровня являются молекулы нуклеиновых кислот, белков, липидов, углеводов и других органических веществ.
9. Способ мышления и организации, основанный на применении систематического подхода к решению задач и достижению поставленных целей.
10. Получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.
12. Растения, которые не формируют семена, а распространяются с помощью спор.
14. Научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.
15. Свойство знаний, которое означает их универсальность и применимость в различных областях.
16. Метод объяснения результатов, полученных в ходе наблюдений и опытов.
17. совокупность организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории (занимающих определённый ареал) и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп.
18. Готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие результаты.
19. Научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.
20. Это система ценностей, знаний, умений и личностных качеств исследователя, обеспечивающая компетентное, научно обоснованное проектирование, проведение исследования и использование его результатов.
21. Наделение кого-либо или чего-либо совершенными качествами, которые не соответствуют реальной характеристике объекта.
22. Научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным требованиям.
24. Метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях.