Настоящее руководство представляет собой систематизированный материал по проблемам профилактики в образовательной среде. В нем представлены современные теоретико-методологические основы профилактической деятельности в образовательном учреждении. Дана детальная оценка факторов риска приобщения к психоактивным веществам и формирования зависимости от них. На основе обобщения международного и отечественного опыта по данной проблеме даны практические основы диагностики раннего выявления и предупреждения злоупотребления психоактивными веществами детьми и подростками, с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.Руководство предназначено для социальных и специальных педагогов, психологов, социальных работников, специалистов, работающих в образовательных учреждениях, слушателей курса повышения квалификации по проблемам злоупотребления психоактивными веществами студентов психологической и педагогической специальностей, аспирантов, а также всех специалистов, работающих в области профилактики.