Черная месса', сборник австрийского экспрессиониста Франца Верфеля (1890-1945). Сновидения живут в каждом рассказе, в каждой повести, в каждом стихотворении Верфеля. На первый взгляд, эта нарочитая эксплуатация сновидений кажется наивной: ведь двадцатый век утопал в хаосе снов, и сейчас не-сновидный рационализм кажется больше исключением из правил, нежели правилом. Но если приглядеться, текстом Верфеля движет вовсе не хаос. Закон экспрессионизма, если вспомнить Эдшмида, не есть закон разрушения, но, наоборот, стремление к структуре. Предложения укладываются в ритм не так, как обычно. Они во власти мелодии и словотворчества, но в этом нет самоцели. Предложения объединяются в цепь. Они сочленяются, проникают друг в друга, не связанные буфером показной психологии. Лишнее исчезает и, что парадоксально для сновидческого текста, исчезает спонтанное. Слова проникают во все. Не непривычная форма определяет уровень художественного произведения, но то, что стоит за ней. Искусство - лишь этап на пути к Богу.'