- Наталия Георгиевна, все-таки в каких случаях заработок учителя действительно вырастет на 30 процентов, а в каких – будет соответствовать средней зарплате работников по экономике региона, то есть, скорее всего, 30-процентного увеличения зарплат в ряде мест учителям ждать не приходится?

- В правилах, утвержденных постановлением № 436 правительства России "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" содержится показатель "соотношение среднемесячной зарплаты учителей и заработной платы работников в целом по экономике".

С другой стороны, премьер говорил о необходимости повышения зарплаты учителей на 30%. И каждый регион имеет право выбрать: повысить зарплату учителям на 30 процентов или же довести ее до уровня средней зарплаты работников, занятых в экономике региона.

Почти в половине субъектов Федерации зарплата учителей будет уже к сентябрю находиться на уровне средней по экономике региона, а в нескольких - даже его превысит. В значительной части регионов для достижения среднего уровня по экономике необходимо повышение менее чем на 30 процентов. Например, в Кабардино-Балкарии – на 7 процентов. В Новгородской области средняя зарплата учителей уже несколько выше, чем средняя по экономике.

В таких регионах повышение зарплаты будет ниже, чем на 30 процентов, и придется объяснять учителям - почему.

Но есть и такие регионы, где для достижения среднего уровня по экономике необходимо повышение на 30 процентов и более. Так, в Тамбовской области повышение составит более 28 процентов. В Калужской области фонд оплаты учителей до конца года будет увеличен на 40 процентов, чтобы достичь уровня средней зарплаты по экономике региона.

- Но ведь законодательное закрепление обязательства государства выплачивать учителям зарплату, равную средней зарплате по экономике, не ляжет тяжелым бременем на региональные бюджеты?

- Уже осенью 2011 года среднюю зарплату по экономике учителям обеспечат больше половины субъектов Федерации, при том что постепенное повышение в регионах идет с января 2011 года. Не стоит забывать и о том, что федеральный центр выделяет субсидии на модернизацию образования, и регионы могут потратить деньги в соответствии с обязательствами, которые они принимают на себя в рамках соглашений.

- Среди обязательств, взятых на себя регионами, - переход на новую систему оплаты труда (НСОТ). Означает ли это, что все будут обязаны вводить НСОТ в соответствии с рекомендациями Минобрнауки, то есть - учитывать число учеников в классе, вводить коэффициент за сложность и приоритетность предмета, обеспечивать 30-процентный стимулирующий фонд и прочее?

- Нет. НСОТ, по данным Министерства образования, введена уже во всех регионах. Принято решение, что субсидию получат все регионы, вне зависимости от модели НСОТ(штатно-окладная система, или базовая единица, или ученико-час лежат в ее основе). НСОТ предполагает наличие базовой и стимулирующей частей, а также какую-то зависимость зарплаты от результата. Под это условие подходят все.

Нужно только учитывать, что речь идет о росте зарплаты, а не оклада. То есть за счет какой части — базовой или стимулирующей — зарплата будет расти, определяется регионом. Рекомендовано лишь придерживаться соотношения 70 к 30 между базовой частью и стимулирующей. Соответственно, те регионы, где стимулирующая часть сейчас составляет менее 30 процентов от зарплаты (а их большинство), будут увеличивать в первую очередь ее. Поскольку деньги, в конечном счете, все равно распределяются на уровне муниципалитета и школы, то будут периодически возникать ситуации, когда одни учителя получат больше, другие — меньше, а средняя зарплата в результате вырастет. Профсоюзы уже сейчас высказывают оправданные опасения по этому поводу и рекомендуют проводить повышение между базовой и стимулирующей частями хотя бы поровну...

- Смогут ли региональные власти проконтролировать, чтобы рост зарплат был пусть не всегда равномерным, но хотя бы справедливым?

- Дело в том, что правительственная субсидия пойдет не на повышение зарплат, а на комплекс мероприятий, указанных в соглашении каждого региона с Федерацией: закупку оборудования, комплектацию библиотек, повышение квалификации и прочего. В региональном бюджете, таким образом, высвобождаются средства, и их можно направить на оплату труда. Так что уже на уровне субъекта Федерации можно принять решение, какая часть пойдет на увеличение базовой части, какая – стимулирующей. Кто-то уже сейчас решил, что рост обеих частей должен быть равномерным. Это один инструмент контроля.

Можно пойти и по другому пути — увеличить только стимулирующую часть, предоставив право ее распределения директорам школ. Такой вариант тоже будет встречаться.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 

Взято с ria.ru 


Это интересно...

Наши контакты

Рейтинг@Mail.ru

© 2009-2017, Список Литературы