Ященко: В России не существует системная работа с одаренными детьми

В Общественной палате РФ 21 марта пройдут слушания, посвященные проекту концепции общенациональной системы выявления молодых талантов. Основные идеи готовящегося документав интервью РИА Новости комментирует директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко.

- Иван Валерьевич, какая и как ведется в России работа с детьми, которых признают одаренными?

- К сожалению, системной работы с такими детьми у нас не ведется - она носит очаговый характер, не покрывая страну ни географически, ни содержательно (по предметам). Не сложилось у нас такой ситуации, когда талантливый ребенок независимо от места жительства может реализовать себя в той сфере, в какой он талантлив. И, с другой стороны, нет сложившейся системы, стимулирующей учителей общеобразовательных школ поддерживать и развивать талант в каждом ребенке.

Хотя работа с одаренными детьми, конечно, ведется. Причем в значительной мере независимо от документов, принимаемых чиновниками. Так, была программа «Одаренные дети». Многие из тех, кто работает с талантливыми детьми, о ней даже не знали - и обходились без нее...

Вообще, работа с детьми, проявляющими яркие способности, - штучная, нестандартная. Успех во многом зависит от энтузиастов. Так было в советские времена, в годы перестройки, и сейчас так. В Москве, к примеру, есть сложившаяся система работы с одаренными детьми, ее координирует Московский институт открытого образования, а, скажем, в области математики деятельность Московского центра непрерывного математического образования распространяется далеко за пределы столицы. В Кировской области по инициативе Игоря Рубанова еще в 1990-е годы открыли Центр дополнительного образования одаренных школьников. И уже почти 20 лет учащиеся этого Центра успешно выступают на Всероссийской олимпиаде школьников. При этом Кировская область с точки зрения социально-экономических показателей - регион довольно слабый, есть регионы куда более успешные, но там нет таких результатов.

- На сайте Общественной палаты ведется обсуждение проекта концепции общенациональной системы выявления молодых талантов. Высказываются суждения, что в документе много общих мест и мало конкретных предложений.

- Меня тоже не все устраивает в проекте концепции. Но он еще дорабатывается, и так или иначе - это шаг в верном направлении: проект как минимум фиксирует важность и статус работы с талантливыми детьми.

Для перехода от «очагов» к целостной системе поддержки развития одаренности нужно внимание государства и нужна концепция, нужны финансовые и нормативные механизмы.

Другое дело, что, как и любая концепция, документ этот - непрямого действия, в него нельзя включить предписание, что, допустим, нужно создать десять спецшкол.

- Как альтернативу приводят в пример Колмогоровский проект, предусматривающий создание сети спецшкол по примеру специализированных учебно-научных центров при университетах. Как вам эта идея?

- В Колмогоровском проекте заключены замечательные посылы, хотя до конца и не проработанные. Но я бы не противопоставлял эти два подхода. Колмогоровский проект, с моей точки зрения, документ второго уровня. Концепция и должна создать возможности для реализации подобных проектов.

Что касается сети спецшкол, то я не уверен, что ее необходимо создавать по указке сверху, чтобы, допустим, в каждом федеральном округе была такая школа. Должны быть разные возможности и, конечно, условия, в том числе и финансовые, для создания подобных школ - целевое финансирование. Хочет глава какого-то региона создать у себя спецшколу - пусть вкладывает часть средств из регионального бюджета, а часть получает из федерального.

- А если сравнить работу с одаренными детьми в специализированных школах - и общеобразовательных?

- Это два направления работы, и ни об одном не надо забывать. Достаточно посмотреть список школ, в которых учатся победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников. В лидерах списка из четырех СУНЦ представлен лишь СУНЦ МГУ. Зато - есть лицеи, гимназии и даже общеобразовательные школы, как, скажем, московская № 57.

Наряду с плюсами «особых» школ, когда одаренный ребенок попадает в комфортную для него среду - как одноклассников, так и педагогов, - есть в них и минусы. Переход в спецшколу не всем показан. Бывают случаи, когда после такого вот перехода учебные результаты ребенка даже снижались: среда конкурентная и тяжелая. Так что детям должны быть предоставлены все варианты - и сеть спецшкол, и возможности развития в своей школе, и участие в кружках, летних школах и прочее.

Показателен в этом смысле опыт Москвы. К числу главных достижений столицы в области работы с талантливыми детьми можно отнести в первую очередь то, что 1359 школ дали хотя бы одного победителя или призера окружного этапа олимпиады, а 484 школы - городского этапа. То есть можно пойти учиться и в обычную школу Москвы и стать победителем олимпиады.

 

 

Взято с eduhelp.info


Это интересно...

Наши контакты

Рейтинг@Mail.ru

© 2009-2016, Список Литературы