Успешные цифры не говорят о качестве образования

Реформа российского образования вызывает горячие споры в обществе. Достаточно вспомнить страсти вокруг Единого государственного экзамена или законопроекта об образовании.

Однако на этот раз «правительственный час», на котором выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко, прошёл спокойно. Наверное, потому что предмет разговора был другим – о состоянии и перспективах подготовки педагогических кадров в условиях модернизации.

Министр поделился для начала с парламентариями мыслью о том, что, как и в любом деле, центральной фигурой был и остаётся человек – педагог, учитель, инициатива и квалификация которого в значительной степени определяет успех в модернизации в целом. Затем стал щедро оперировать цифрами. Естественно, показывающими прогресс в сфере образования и подготовки педагогических кадров.

За минувшее пятилетие консолидированный бюджет образования вырос в два раза и составляет сегодня два триллиона рублей. Это позволило охватить почти половину старшеклассников страны профильным образованием, поднять заработную плату российских учителей с 6900 рублей в 2006 году до 14900 рублей на начало текущего года. При этом в 44 регионах, отметил министр, среднемесячная зарплата учителей достигла среднемесячного уровня зарплат в экономике. Добавим к сказанному, что на повышение заработка педагогов из федерального бюджета предусмотрено выделить в текущем году и на плановый период 2012–2013 годов 120 миллиардов рублей. Это обеспечит повышение среднего уровня заработной платы педагогов в четвёртом квартале 2011 года не менее чем на 30 процентов по сравнению с первым кварталом прошлого года.

Относительно непосредственной темы разговора Андрей Фурсенко сообщил, что в министерстве утверждён план по модернизации в сфере образования, который предусматривает подготовку квалифицированных кадров. Сегодня 83 процента учителей школ имеют высшее профессиональное образование. В стране подготовку кадров осуществляют 62 педагогических вуза. Ещё больше учебных заведений, где преподают соответствующие дисциплины. Более 500 тысяч обучающихся в них студентов педагогического профиля – резерв завтрашнего дня.

С нынешнего года обучение педагогов ведётся по новым федеральным образовательным стандартам. Поэтому, подчеркнул министр, «модернизация образования требует переподготовки кадров, которые работают в школе сегодня». И хотя переподготовкой уже охвачено 200 тысяч педагогов, традиционная система имеет ряд недостатков. В том числе пока широко не внедрён принцип, когда деньги «идут» за педагогом, который бы выбирал, где он хочет повысить свою квалификацию.

Для улучшения уровня преподавательских кадров принято решение об обязательной аттестации один раз в пять лет. Ранее, напомним, аттестация носила добровольный характер. Не прошедший аттестацию педагог имеет возможность пройти её повторно. Если и это не удастся, ему будет предложено сменить место работы.

Эти и другие меры, уверен министр, приведут к повышению уровня преподавания в стране.

Члены Совета Федерации, приняв к сведению информацию о достигнутых министерством успехах в деле подготовки кадров в условиях модернизации, повернули разговор в земное русло. Так, Руслан Гаттаров поинтересовался – как обстоят дела с состоянием российских школ, многие из которых пребывают в ветхом состоянии. Министр вновь вернулся к цифрам: до кризиса вводили 560 школ в год, в нынешнем году должно быть введено 230, а на будущий год, по словам Андрея Фурсенко, планируется ввести порядка 500 школ, признав при этом, что этого всё-таки недостаточно.

Валерий Рязанский выразил обеспокоенность по поводу обеспеченности студентов общежитиями. Министр, приведя в качестве примера московские вузы, подавляющее большинство которых обеспечивают квадратными метрами 90 процентов студентов, сказал и о проблемах. Оказывается, в нашем законодательстве нет понятия «студенческое общежитие», что даёт возможность проживать в них бывшим работникам вузов. Почти каждый десятый обитатель студенческого общежития – из таких работников. Выселить их сложно, поскольку муниципальные власти, как правило, не в состоянии предоставить им другое жильё. Разрешит ли ситуацию строительство в будущем году 500 тысяч квадратных метров новых общежитий, министр не уточнил.

Обратилась к министру и глава палаты Валентина Матвиенко: каким может быть расстояние от дома до порога школы, которое должен преодолевать учащийся сельской школы? Андрей Фурсенко предложил оригинальную единицу измерения – «полчаса по нормальной дороге», посчитав такую доступность «разумной».

К сожалению, в ходе «правительственного часа» прозвучало много цифр, но почти не говорилось о качестве образования. Поэтому корреспондент «Парламентской газеты» задал вышедшему из зала министру вопрос: почему ведущие российские вузы занимают в мировых рейтингах место даже не в первых двух сотнях? Сказав о субъективности таких оценок, Андрей Фурсенко выразил обеспокоенность подобной ситуацией и сказал, что анализирует её совместно с Советом ректоров. По ряду параметров, которые лежат в основе рейтингов, отметил он, просто нет достаточной информации. Если обеспечить лучший сбор такой информации и предоставить её рейтинговым агентствам, а также поработать над теми показателями, которые являются значимыми для выстраивания этих рейтингов, «мы исправим ситуацию и, что не менее важно, улучшим качество образования в стране», – уверен министр.

 

Взято с pnp.ru 


Это интересно...

Наши контакты

Рейтинг@Mail.ru

© 2009-2016, Список Литературы