Вот и прозвенел для российских школьников последний звонок, а вместе с ним закончилось тестирование учеников по международному стандарту PISA. Впереди у выпускников сдача ЕГЭ и ГИА. И пока ребята готовятся к госэкзаменам, эксперты с тревогой в душе ждут подведения итогов PISA, и именно эти результаты с каждым проведенным тестированием отодвигают Россию всё дальше от лидирующих позиций.

Всё дело в том, что главная цель тестирования PISA заключается не в оценке объема школьных знаний, а в умении учеников применять теоретические знания на практике.

Всем известно, что одновременно нельзя оценить уровень знаний учащихся сразу во всех дисциплинах, поэтому каждый раз выбирается одно, приоритетное направление, по которому дается наибольшее число заданий. В текущем году таким направлением была математика, а следующее тестирование, которое будет проходить в 2015 году, будет по естествознанию. В данном тестировании приняло участие 42 региона РФ.

Тесты PISA (Programme for International Student Assessment) хорошо известны в профессиональном учительском сообществе и не так хорошо среди обычных людей. А ведь именно результаты этого тестирования являются самым главным индикатором качества школьного образования в мире, и России здесь пока нечем гордиться. Если в 2000 году по результатам самых первых тестов наша страна была на 27-м месте, то в 2003-м опустилась на 32-е, в 2006-м — на 37-е, а в 2009-м оказалась вообще на 41-м месте. Тестирование проводится в трех областях (математике, естествознании и чтении), и пока наши школьники показывают результаты «ниже среднего».

Итоги подведут нескоро - в декабре 2013 года, ведь все результаты скрупулезно перепроверяют. Однако эксперты уже сейчас уверены: ждать от России прорыва пока не приходится.

«Я предполагаю, что в этом цикле PISA наша страна останется на прежнем, довольно низком месте. Год назад в четырех регионах страны мы проводили пробные тесты PISA-2012 по оценке математической грамотности среди школьников 15 лет. В среднем они выполнили только 30 процентов заданий»,- объясняет Галина Ковалева, национальный координатор исследования PISA в России.

По словам эксперта, российские школьники в среднем демонстрируют знания второго уровня, то есть самые базовые (первый уровень - самый низкий, шестой - самый высокий). Тем временем учащиеся многих других стран-участниц стабильно показывают третий или четвертый уровень. Причины отставания российских ребят известны. Они заключаются в том, что отечественное образование до сих пор основано на передаче готовых знаний, в то время как на Западе ученик учится получать их самостоятельно, в ходе эксперимента или игры. Также специалисты отмечают, что российским школьникам задают больше домашних заданий, проводят много контрольных работ, то есть у юных россиян практически нет права на ошибку, при этом психологи твердят о «выученной беспомощности», когда у детей теряется способность мыслить и творчески относиться к учебе.

- Наша система образования не ориентирована на поддержку и развитие интереса, поэтому мотивация российских детей с каждым годом обучения снижается,- говорит Галина Ковалева. - Ну и, разумеется, знания в нашем обществе решают далеко не все. Посмотрите на родителей: для них главное, чтобы ребенок поступил в вуз «получше», с высоким статусом, а не эффективно применял свои знания.

На самом деле, вводимые в последние годы новые стандарты образования и ЕГЭ должны решить эти проблемы, но эксперты отмечают, что быстрых результатов ожидать не приходится. Впрочем, и паниковать не стоит: по данным Института развития образования НИУ ВШЭ, схожие трудности испытывают и другие страны. Так, в США огромная пропасть между частными и муниципальными школами, отсутствуют единые стандарты и требования к качеству образования - эти вопросы остаются в компетенции каждого конкретного штата. Серьезный разрыв с точки зрения образования между бедными и богатыми отмечается в Бразилии, где многие образовательные услуги (например, изучение иностранных языков) платные. Что уж говорить о наших ближайших соседях: на Украине и в Белоруссии, а также в странах Закавказья эксперты отмечают недостаточное финансирование образования и стареющие кадры, вместе с которыми консервируются и педагогические технологии. Собственно, от России теперь зависит, останется ли она среди этих стран или все же будет стремиться к лидерам.

 

 

Взято с eduhelp.info


Это интересно...

Наши контакты

Рейтинг@Mail.ru

© 2009-2018, Список Литературы