Вслед за независимыми профсоюзами учителей и научных работников в России появилось и профессиональное объединение преподавателей вузов. Ассоциация работников высшей школы «Свободный университет», как и появившееся чуть ранее Общество научных работников, находится в оппозиции Министерству образования и науки, а также реформаторским планам нового министра Дмитрия Ливанова. Создание оппозиционных структур является продолжением уличных протестов части российской интеллигенции, которая переориентируется с защиты электоральных прав на узкопрофессиональные.

Костяк создающейся ассоциации преподавателей высшей школы «Свободный университет» составили сотрудники РГГУ, МГУ, ВШЭ и Академии народного хозяйства (РАНХиГС). Зарождение этого профсоюза, лидеры которого критически настроены в отношении реформ Минобрнауки, началось, по сути, с частной проблемы — в ноябре 2011 года сотням сотрудников РГГУ неожиданно отменили надбавки к зарплате. Тогда недовольные преподаватели опубликовали открытое письмо руководству, в интернете возникла дискуссионная площадка, на которой обсуждалась уже не только зарплата, но и лекционные нагрузки, ход реформы высшей школы. «К тому моменту идея профсоюза уже витала в воздухе, какие-то неформальные организации создавались во многих вузах», — рассказывает один из инициаторов создания ассоциации, доцент отделения культурологии философского факультета Высшей школы экономики Арсений Хитров.

Объединение оппозиционно настроенных профессоров стало продолжением масштабных протестов, начавшихся в России после парламентских выборов, заявил другой соорганизатор профсоюза, профессор кафедры гуманитарных дисциплин РАНХиГС Константин Морозов. В зимних митингах и шествиях принимали участие тысячи ученых и преподавателей, после спада уличной активности многие решили отстаивать свои права в более узкой сфере. «Системный кризис переживает вся страна. Однако сейчас мы вернулись к идее менять ту отрасль, в которой работаем», — объясняет Морозов. Он утверждает, что официальную регистрацию профсоюза ускорило назначение нового министра образования и науки Дмитрия Ливанова и его первые публичные высказывания. «Только в России министр образования игнорирует мнение экспертного сообщества и ученых. Вместо предложений по постепенному оздоровлению образования Ливанов, только вступивший на министерский пост, призывает урезать вдвое бюджетные места, сокращать количество инженеров. А ведь мог бы взять паузу, собрать мнения профессионалов», - возмущается Морозов.

Лидеры нового профсоюза выступают против двойных стандартов оплаты труда. Заявление министра о том, что русскоязычные специалисты, приезжающие в вузы России по правительственной программе возвращения ученых, получают 10–12 тысяч долларов в месяц, и такого же уровня заработки у иностранных профессоров, вызвало протесты в академическом сообществе. Хотя тайной эти цифры никогда не были, отмечает декан философско-социологического факультета РАНХиГС Петр Сафронов. «Наш преподаватель-почасовик получает максимум 900 рублей за академический час, а его иностранный коллега независимо от своего статуса или заслуг - 4500. Я как декан сталкиваюсь с этим регулярно, и эта пятикратная разница в оплате для меня большая загадка. Мне непонятно, почему труд отечественного ученого оценивается так низко», - заявил Сафронов. Впрочем, по словам его соратников, ректорат и сотрудники администрации многих вузов получают еще более неоправданные суммы, нежели зарубежные коллеги. Лидеры создаваемой ассоциации утверждают, что поднимут вопрос об этой несправедливости одним из первых.

В понедельник, 28 мая, члены оргкомитета ассоциации намерены обнародовать текст обращения к преподавателям России с призывом участвовать в обсуждении работы профсоюза на специально созданном сайте и организовывать свои инициативные группы в вузах.

Это уже не первый оппозиционный «интеллигентский» профсоюз. Два года назад появился профсоюз школьных педагогов «Учитель», а этой весной было создано Общество научных работников (ОНР), критически настроенное в отношении руководства Минобрнауки. Инициаторами создание ОНР стали ведущий научный сотрудник Института ядерных исследований РАН, редактор научной газеты «Троицкий вариант» Борис Штерн, заведующий лабораторией Института проблем машиноведения РАН, профессор СПбГУ Александр Фрадков и еще несколько ученых. «Самоорганизации ученых и университетских профессоров способствовала вся ситуация в стране. Люди вообще стали интенсивнее объединяться, поскольку только вместе можно развивать и общество, и научную сферу», — заявил «МН» Фрадков. В ОНР еще не сформулировали однозначное отношение к новому профильному министру. «Надо вступать с ним в контакт, окончательно судить можно будет не после резких заявлений, а после реальных действий», — отмечает Фрадков.

«Сейчас профессионалы от протестных действий и стотысячных митингов переходят к инициативам в своей теме. Люди по инициативе снизу экспертируют, формулируют образовательную политику, анализируют эффективность работы Минобрнауки. И важно, чтобы чиновники, отвечающие за госполитику, использовали их активность», — заявила «МН» заместитель председателя комиссии по образованию Общественной палаты Любовь Духанина.

 

 

Взято с eduhelp.info


Это интересно...

Наши контакты

Рейтинг@Mail.ru

© 2009-2017, Список Литературы