Открытие Седьмой Межрегиональной Зимней школы "Учитель года-2012"

4 января 2012 года в гимназии №1518 состоялось открытие VII Межрегиональной  Зимней школы «Учитель года- 2012». Впервые в истории Зимней школы на ее открытии присутствовал глава Департамента образования города Москвы, и в рамках открытия Зимней школы прошла пресс-конференция И.И. Калины «Москва как ресурсный центр российского образования».

Москва -  уникальный город, уже хотя бы потому, что в седьмой раз здесь реализуется проект творческого объединения педагогов-победителей и лауреатов региональных и Всероссийских конкурсов «Учитель года» разных лет. Да и сам проект Зимней школы уникален и удивителен: из года в год в нем учатся школьники из разных регионов России, а преподают учителя-победители региональных конкурсов «Учитель года». В истории работы Зимней школы – 28 регионов, делегации республики Болгарии и Казахстана, четыре города, принимавших Зимнюю школу в разные годы, открытые уроки, мастер-классы, круглые столы.  Но, пожалуй, самое главное – тот особый «дух», объединяющий и детей, и взрослых, обоюдное желание поучиться друг у друга всему новому, интересному даже в дни зимних каникул.

Образовательные возможности Москвы огромны по сравнению с другими регионами, и о них рассказал на пресс-конференции Исаак Иосифович Калина:

"Добрый день, уважаемые коллеги! Думаю, что выражу общее отношение к московскому образованию, в частности, к школьному образованию: все мы всегда знали, что по количеству образцов хорошего  школьного образования Москва, как и положено столице, всегда была, есть и, надеюсь,  будет, самым большим регионом России. Но Москва - огромный город, и фраза Л.Гайдая «Нью-Йорк – город контрастов» в такой же степени применима и к Москве, как и любому мегаполису. Москва – город еще и образовательных контрастов. И наряду с великолепнейшими высококачественными образцами образования в Москве есть немалое количество, даже больше, чем хотелось бы (или терпелось бы) учреждений, лучше которых есть огромное количество учреждений в любом  регионе России. Далеко не в каждом образовательном учреждении Москвы можно поучиться чему-то новому, интересному. Функция столицы известна: человек, приехавший из региона в столицу и задавший вопрос: «Какую школу стоит посетить, чтобы изучить что-то новое, подпитаться какими-то идеями?» должен получить простой ответ, а не в соответствии с перечнем школ, в которые мы приглашаем гостей. Да, этот перечень расширяется, и это хорошо! Но в идеале любая московская школа для любого гостя должна являться если не образцом, то примером хороших идей, результатов, инноваций, которые помогут тому, кто приехал в столицу  познакомиться с работой московских школ,   в свой работе.

Задачу образования за последний  прошедший год я бы сформулировал так:  как, не теряя замечательных школ, потягивать к их уровню все остальные школы. При этом, как бывший учитель, как бывший директор школы я готов принять формулу, что если в школе плохо, то виноват директор, коллектив, но, наверное, это было бы очень однобоко - обвинять только директоров и коллектив. Поэтому для того, чтобы требовать результаты одного уровня, мы должны, конечно же, создать условия одного уровня. При этом самое интересное, что результаты все равно будут разными, но требовать один результат можно только тогда, когда созданы условия одного уровня. Таким образом, поставлена была задача, которую коротко сформулировать можно так: выравнивать по условиям, поощрять по результатам.

С 1 апреля в Москве началось движение выравнивания финансирования, введены нормативы финансирования на учащихся, равные для всех учреждений, но не равные для учащихся! Понятно, что больные дети, дети-инвалиды имеют повышенное финансирование и неважно, в какую школу они пришли: специализированную или общеобразовательную.  Единственная особенность, которую мы использовали, учитывая опыт регионов, это то, что эти финансирования дифференцированы по классам - с 1 по 11,  пропорционально кол-ву часов предельно допустимой аудиторной нагрузки, таким образом, это еще и  выравнивает интерес к старшеклассникам.

С 1 января 2012года  уже все московские школы работают строго по нормативам, это потребовало от бюджета Москвы 20 млрд. рублей дополнительно, что дало возможность  повышения средней зарплаты  по Москве:   она сегодня составляет по 2011 году 45 тыс. рублей,  а за 4 квартал - порядка 48 тыс.рублей.

Еще одна из самых больших задач, которые мы поставили перед собой - это зарплата директора школы, применив формулу: зарплата директора равна утроенной средней зарплате учителей по его школе. Пока не все директора взяли эту зарплату, т.к. есть ограничение -  зарплата директора не может браться из фонда зарплаты учителей. Но сегодня уже  подавляющее большинство директоров московских школ имеют зарплату более 120 тыс. рублей, надеемся подтянуть ее к 150 тыс. рублям, т.к. средняя зарплата учителей будет порядка 50 тыс. рублей.  И, поймите правильно, это не забота о директорах! Это забота о школах, учителях, детях, родителях. И все- таки у директора школы не должна болеть голова, где ему подзаработать, он должен целиком и полностью отдаваться той школе, которой руководит.

У нас сегодня личностно-ориентированное финансирование. Вот  говорят учителя на педсоветах: у нас личностно-ориентированный поход, так вот то, о чем так долго говорили учителя на педсоветах, свершилось: какой подход, такое и финансирование. Я даже больше скажу: теперь идеология финансирования сонаправлена с идеологией воспитания.  И нет сегодня оправдания для школы: «Нас хуже всех финансируют, поэтому мы хуже всех работаем». И, конечно, выравнивание условий  не дает еще сразу выравнивания результатов. Скорее всего, сегодня результаты проявляются не в результатах учеников, а во взаимоотношениях между учительским, ученическим и родительским коллективами. Те школы, которые первыми пришли к нормативному финансированию, набрали полностью первые классы, и  там совершенно иной характер взаимоотношений в коллективе.

Оснащение кабинетов в этом году мы распределяли совершенно по иному принципу, но очень простому: заполнили  таблицу участия выпускников ЕГЭ и ГИА. Там, где выбирают физику и химию, мы давали оборудование в эти кабинеты. Там, где учителя говорили: «Не ходите сдавать, нас не позорьте»- там пока не давали. Еще раз повторю: идеология финансирования не может быть несонаправлена идеологии воспитания, а экономические  механизмы должны подчиняться педагогическим задачам и целям и должны быть сонаправлены с ними.

Если говорить о Москве как ресурсном центре, то да, есть несколько школ, умеющих добиваться вместе со своими учащимися очень высоких результатов, и им совершенно не надо отбирать при этом детей. У нас есть Центр образования №548 «Царицыно», который никому никогда не сказал «нет»,  хотя микрорайон далеко не суперэлитный.  У нас есть школы-лицеи, которые дети сами выбирают. Такие школы становятся и нашими стажировочными площадками для повышения квалификации, и я уверен, они могли бы стать и региональными стажировочными площадками, если есть желание посетить и посмотреть не только свой регион.

Сегодня мы можем показать и интересные примеры дополнительного образования, и здесь заслуга города в том, что есть внешние ресурсы, которые становятся ресурсами системы образования. Так, в дни школьных зимних каникул бесплатно работают для детей все музеи Москвы, а их больше порядка 60 единиц. Т.е. возможности, которые есть у города вне системы образования, все больше и больше работают на систему.

Многие направления работы системы города, не только образования, могут быть интересны и полезны для других регионов. И чем больше московские  педагоги будут знать об образовательных  образцах в регионах, тем больший у них будет стимул достигать самим еще лучших результатов. И это - обязанность Москвы, как столицы. И я очень бы хотел, чтобы на вопрос: «Какую школу стоит посетить в Москве, чтобы научиться чему-то новому и интересному?», был бы простой ответ: «Любую!». Вот, собственно, задача на ближайшую пятилетку… Но не больше!!"

В этом году в работе Зимней школы примут участие 21 регион России и Республика Казахстан, всего 120 человек: 95 детей  и 25 педагогов. Начиная с 5 января ежедневно в течение 5 дней можно посетить 18 уроков, и уже более 100 московских учителей побывают на программе Зимней школы, которая является открытой и доступной для каждого желающего. Организаторами Зимней школы являются Межрегиональный клуб «Учитель года», «Учительская газета», Центр педагогического мастерства, Центральное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы. Координатор программы Межрегиональной Зимней школы - Головнер Владимир Нодарович.

И несколько слов, очень теплых и искренних, о принимающей гимназии №1518, директором которой является Марина Михайловна Фирсова. Первое впечатление: комфорт, простор, чистота, уют и тепло. Впечатление после экскурсии по этажам и небольшого общения с Мариной Михайловной: здесь все делают с любовью и по-настоящему - учат, создают условия для учебы (какая аура во всем: в самом здании, в  необыкновенных картинах, в людях!), принимают гостей, общаются.

Хочется пожелать всем участникам проекта удачной работы и новых впечатлений!

 

Взято с pedsovet.org


Это интересно...

Наши контакты

Рейтинг@Mail.ru

© 2009-2016, Список Литературы