Образование пожилых должно стать неотъемлемой частью социальной политики РФ?

Этот вопрос эксперты в области геронтологии и представители НКО, занимающихся поддержкой пожилых, обсудили на круглом столе "Новые технологии в образовании людей "третьего возраста", который прошел 27 января в Общественной палате РФ.
По словам заведующего отделом института социологии РАН Григория Ключарева,
образование пожилых поможет задействовать их потенциал в интересах общества. "Третий возраст" – особый период жизни человека, который начинается в предпенсионные годы и длится около 15 лет. "В это время человеку еще не требуется посторонняя помощь, и его потенциал достаточно велик. Поэтому в "третьем возрасте" большое значение имеет обучение", - отметил Г. Ключарев. Чем больше проблем возникает в жизни человека, тем больше появляется образовательных поводов и учебных ситуаций. Просто скорость и методы обучения пожилых отличаться от учебного процесса в юности. "Чтобы процесс обучения был наиболее эффективен, необходимо подобрать среду, в которой пожилые учащиеся чувствовали бы себя комфортно", - считает Ключарев. Профессиональная деятельность с выходом на пенсию, как правило, завершается. Поэтому, по словам эксперта, и цели образования "третьего возраста" определяются новыми потребностями, связанными с изменением социального статуса. Основные задачи образования пожилых людей: решение проблемы бедности, одиночества, организация свободного времени и достижение межпоколенческого диалога. Сейчас основную роль в образовании людей старшего поколения играют НКО.
Как рассказала председатель правления Орловской областной организации общества "Знание" Татьяна Кононыгина, по оценкам ее коллег, в РФ "геронтообразование" осуществляется более чем на 150 площадках. Занятия проводятся в половине субъектов РФ. Так, в Орловской области действует Народный университет "золотого возраста" с сетью филиалов в сельской местности, в Курске открыт Народный университет "сеньоров", также имеющий сеть филиалов… Наиболее востребованные программы связаны с поддержанием здоровья, тренировкой памяти… "Пожилые люди осваивают интернет-технологии, иностранные языки, постигают азы экономической, правовой грамотности и политической культуры. К обучению привлечены молодые педагоги", - отметила Т. Кононыгина. Но, по ее словам, для развития образования людей "третьего возраста" необходима соответствующая государственная концепция. "В стране создаются геронтологические службы, формируется институт социальных работников со специализацией в области геронтологии. Но деятельность социальных служб носит в основном опекающий характер и мало ориентирована на использование потенциала людей "третьего возраста", - считает Кононыгина. По мнению эксперта, особое внимание НКО следует сосредоточить на разработке образовательных технологий, способствующих активизации жизненных сил пожилых для решения их проблем.
По итогам круглого стола эксперты подготовили рекомендации к органам власти. Так, по их мнению, Правительство РФ должно финансировать образовательные проекты для людей "третьего возраста", а также разработать федеральную целевую программу обучения на базе учреждений образования, культуры, НКО с привлечением студентов, преподавателей вузов, волонтеров. Кроме того, по мнению собравшихся, в России необходимо сформировать сегмент НКО, занимающихся вопросами образования граждан старшего возраста.
Взято с asi.org.ru


Это интересно...

Наши контакты

Рейтинг@Mail.ru

© 2009-2016, Список Литературы