Математика в уме

Почему олимпиадникам урезали льготы? Нужен ли третий обязательный ЕГЭ? Должен ли вуз доучивать первокурсников? На вопросы "РГ" отвечает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Российская газета: Вадим Валерьевич, как уже писала "РГ" (в номере от 21.11.), теперь олимпиадники и другие льготники могут использовать право внеконкурсного зачисления только в одном вузе. Кто от этого выиграет?

Вадим Радаев: С одной стороны, выигрывают вузы. Меньше раздувается конкурс, реалистичнее выглядит картина. Ты знаешь, что сильный абитуриент пришел именно к тебе. С другой стороны, это ограничивает возможности абитуриента. Или, по крайней мере, заставляет его раньше определяться с выбором.

РГ: Через олимпиады поступает много абитуриентов?

Радаев: Число победителей и призеров среди поступающих - всего 4 процента по России. Но у нас в этом году каждый третий поступил в бакалавриат по результатам олимпиад. И, должен сказать, пришедшие в "Вышку" "олимпийцы" оправдывают ожидания.

РГ: Иногда олимпиадники приносят в вузы очень низкие баллы ЕГЭ. Что делать с такими первокурсниками?

Радаев: Бывает, что победитель олимпиады плохо сдает ЕГЭ. По разным причинам. В принципе можно ввести минимальный порог ЕГЭ для олимпиадников по профильному предмету. Вопрос же недостаточности знаний после общеобразовательной школы - более общий и с олимпиадами как таковыми не связан. Университет все-таки не должен заниматься доучиванием школьников. Иначе программа бакалавриата сократится с четырех лет до двух-трех. Однако некоторые усилия предпринимать все же приходится. Например, мы выделяем часы для изучения английского языка, который далеко не во всех школах преподается на должном уровне. А без английского языка у нас студенты учиться просто не смогут. Поэтому более слабым первокурсникам мы даем дополнительные часы за счет университета. А более успешным студентам в качестве бонуса предлагаем бесплатно второй язык.

РГ: Как вы относитесь к идее введения в школах третьего обязательного ЕГЭ - по иностранному языку?

Радаев: Положительно. Также как знание родного языка, знание английского сегодня - необходимый элемент общей культуры.

РГ: Один из самых популярных факультетов "Вышки" - государственного и муниципального управления. Насколько оправдан там в качестве профильного экзамен по математике? Знание основ матанализа - все-таки не самое необходимое качество для того, кто идет во власть.

Радаев: Государственное и муниципальное управление - часть направления обучения "Экономика и управление", поэтому профильным экзаменом там выступает математика. По поводу математики идет постоянный спор не только в отношении подготовки будущих специалистов по госуправлению. Исключив из списка вступительных испытаний математику, можно привлечь более широкий круг абитуриентов. Но качество абитуриентов при этом почти неизбежно снижается.

РГ: Как вы относитесь к идее проводить ЕГЭ в два этапа - для тех, кто выпускается из школы, и для тех, кто поступает в вуз?

Радаев: Не думаю, что стоит усложнять систему, вводя два разных механизма. Лучше совершенствовать один. ЕГЭ даже в его нынешнем виде имеет важные преимущества: образование стало более доступным, нанесен удар по коррупции при поступлении в вузы. Благодаря ЕГЭ стали известны серые схемы приема. Вспомните скандал во Втором меде. Те, кто использовали такие же незаконные методы, полагаю, теперь сильно напряглись. ЕГЭ заставил вузы публиковать данные о себе, и не всем это нравится. Поступление стало более прозрачным. Конечно, часть коррупционных рисков перетекла на уровень школы. Но контролировать сдачу ЕГЭ технически все же намного проще. Нужна лишь политическая воля.

РГ: Объявлено, что вузы будут получать финансирование в зависимости от качества образования. Доступ к бюджету получат и негосударственные вузы. Как выбрать самых достойных?

Радаев: Вполне справедливо, что лучшие негосударственные вузы, выполняя госзаказ, получат бюджетные средства. Идея же увязать бюджетное финансирование с качеством образовательной услуги родилась не сегодня. Предлагалась она вместе с ЕГЭ, но ЕГЭ был введен, а государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), когда деньги идут вслед за учащимися, нет. Так что обсуждение новых условий финансирования вузов - в каком-то смысле возврат к старой идее. Относительный размер финансирования можно измерять с помощью среднего балла поступающих. Чем выше баллы, тем больше денег.

РГ: Тогда многие вузы технического и физико-математического профиля вообще придется закрыть.

Радаев: Знаете, в каком вузе в последние годы был самый высокий средний балл? Не в МГИМО, не в МГУ, а в МФТИ! Закрыть вуз, даже частный, очень сложно, хотя бы потому, что есть долгосрочные обязательства перед студентами. Один из вариантов в этой ситуации - присоединение слабых вузов к более сильным. Хотя для сильных вузов это немалая обуза. Пока профессиональных образовательных менеджеров в России очень мало. В ВШЭ созданы специальные магистерские программы по менеджменту в образовании. Такие программы должны быть во многих вузах.

РГ: Назовите три самых важных критерия, по которым можно составлять рейтинг вузов.

Радаев: Качество профессорско-преподавательского состава, которое измеряется не числом докторов и кандидатов наук, а их научной деятельностью, включая публикации и индексы цитирования. Уровень подготовки студентов: тут важны число тех же олимпиадников, средний балл ЕГЭ. И отзывы крупных работодателей о выпускниках.

 

Взято с rg.ru


Это интересно...

Наши контакты

Рейтинг@Mail.ru

© 2009-2016, Список Литературы