Весной 2012 года может случиться долгожданная отставка Министра образования Андрея Фурсенко. Большинство экспертов, рассуждая о новом составе правительства, главу Минобрнауки однозначно списывают в «отставники».

Однако, как утверждает политический эксперт Михаил Тульский, общественное возмущение деятельностью министра образования не вполне оправдано. И должно бы иметь другого адресата: ректора Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослава Кузьминова. По крайней мере, те реформы в сфере образования, за которые ругают Фурсенко, разработаны не им, а экспертами ВШЭ под общим руководством всесильного ректора этой кузницы чиновничьих кадров.

В своей статье Михаил Тульский указывает на авторство Кузьминова в самых скандальных реформах, которые взорвали образовательное сообщество и вызвали немало проблем как для преподавателей школ, так и для учеников, студентов и их родителей.

«Давайте вспомним хотя бы некоторые их них, – пишет Тульский. – ЕГЭ, ГИФО, новый порядок финансирования образовательных учреждений или в простонародье закрытие малокомплектных школ, безуспешное внедрение новых стандартов старшей школы, запуск так называемого болонского процесса, и, наконец, многострадальный новый закон об образовании. Понятно, что это далеко не весь перечень министерских инициатив, которые всякий раз вызывали бурю общественного негодования и рой критических стрел с адрес министра Фурсенко».

Но он, в противоположность тем экспертам, кто уверенно рассуждает о необходимости замены главы Минобразования, задается вопросом: «действительно ли все эти спорные, стоящие на острие общественной дискуссии перемены в нашем образовании рождены министерскими чиновниками от образования?»

Кстати, сложно вспомнить другое федеральное министерство, кроме, пожалуй, двух силовых, которое за такой короткий срок дало бы старт такому числу реформ. И уж, естественно, министры – как в случае с Минобороны и МВД – при глубоком реформировании системы являются всего лишь исполнителями и проводниками разработанных в другом месте новаций. Так и в случае с Минобрнауки, отмечает Тульский, «штаб находится в другом месте».

«Любой специалист, мало-мальски знающий ситуацию, без колебаний укажет вам на самого влиятельного образовательного политика России, – пишет Тульский. – Это ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Человек до сего дня не занимающий никаких чиновничьих позиций и умело остающийся в тени высокопоставленных визави и критических стрел. «Вышка», возглавляемая Ярославом Ивановичем, заслуженно считается оплотом либерально демократической мысли и не менее революционных разработок».

Специалисты помнят, что именно ВШЭ было поручено в конце 90-х годов разработать подходы к изменению отечественной образовательной системы. В этом случае сравнить может каждый: стала ли школа более качественной? Дети получают лучшее образование? Ответ можно найти не только в своем опыте, но и в статистике – в 2012-м вузы России впервые выпали из мировой «сотни» качественных университетов. Это – прямой результат реформ школы и высшей школы, разработанных г-ном Кузьминовым и его специалистами.

Именно Ярославу Кузьминову (впрочем, сам он старается об этом не вспоминать) принадлежит авторство системы независимого электронного тестирования школьников, ЕГЭ. «Идея разрабатывалась в недрах ВШЭ в течение нескольких лет, пока в 2003 году не началась экспериментальная апробация этой формы аттестации школьников по всей стране, а затем в 2009 году ЕГЭ не заработал в штатном режиме. Вводился ЕГЭ на фоне абсолютного непонимания обществом его целей и задач. И, как следствие, сопровождалось все это непрекращающейся острейшей дискуссией о его целесообразности», – указывает Тульский.

И ЕГЭ – и это становиться видно ежегодно, по итогам очередного всероссийского тестирования – оказался явным провалом. «Он «ловит» только академические достижения и, наверное, с самого начала должен был быть дополнен более расширенным списком достижений, – продолжает Тульский. – Механизм экзамена оказался слишком централизован, поэтому регионы чувствуют довольно слабую ответственность за прозрачность и объективность его результатов».

Столь же скомканным и во многом «сырым», по оценке научного сообщества, оказалась и другая, предложенная Ярославом Кузьминовым идея: новая техника финансирования учебных заведений в зависимости от наполненности школы (колледжа).

«Идея нормативного подушевого финансирования трудно приживается в системе образования РФ из-за огромного числа маленьких школ. – отмечает Тульский. – В результате механизм нормативного подушевого финансирования формально утвержден, но на деле работает так: на региональном уровне утверждается финансовый норматив, а потом – на уровне муниципалитета деньги перераспределяются между школами в зависимости от условий и потребностей школы». То есть, получилась реформа по принципу «не два, не полтора».

Кроме того, Кузьминов и ВШЭ принимали активнейшее участие в разработке механизма перехода к Болонской системе высшего образования. Точно также они участвовали в разработке и спорного проекта закона «Об образовании», в написании новых образовательных стандартов. В данный момент Кузьминову доверено писать «Стратегию-2020», частью которой является программа «Новая школа». «Специалисты называют её за глаза «Утопией»! Однако реализация этих сценариев маловероятна из-за незавершенности предыдущих начинаний», отмечает эксперт.

«В силу масштабности всех придуманных «Вышкой» новаций они всякий раз вызывали бурю дискуссий – и в обществе, и среди экспертов, – но все же странным образом реализовывались, имея в запасе серьезную государственную поддержку», отмечает Тульский. Он напоминает, что Кузьминов имеет немалые лоббистские возможности – помимо собственного веса и связей, его поддерживает и супруга Эльвира Набиуллина, занимающая пост главы Минэкономразвития.

Было бы справедливо оценить продавленные Кузьминовым через Минобрнауки инновации в образовательной сфере как системные провалы, по крайней мере, так сейчас выглядят все эти реформы. Может быть, г-ну Кузьминову пора бы перестать поручать реализацию своих спорных идей другим и самому встретить лицом общественное недовольство, а не наблюдать за тем, как научные круги ругают министра Фурсенко?

 

 

Взято с eduhelp.info


Это интересно...

Наши контакты

Рейтинг@Mail.ru

© 2009-2017, Список Литературы