Идея отказа от оценок на уроках физкультуры и основ здоровья (Украина)

О реформах в начальной школе, особенности медосмотров, перспективы профилирования старшей школы читайте в интервью с директором департамента общего среднего и дошкольного образования МОНмолодьспорту Олег Ересько.

- Скоро начнется новый учебный год. Как министерство готовится к этому?

- Новинкой стало проведение по инициативе министерства всеукраинской акции «Дай руку, первокласснику». Она направлена на то, чтобы помочь ребенку адаптироваться в школе. Есть соответствующий приказ, методические рекомендации, присланные управлением образования. К ним мы добавили советы родителям будущих первоклассников. Ведь во время родительских интернет-собраний мы обнаружили круг проблем, интересующих общество. Кроме советов родителям, добавили и рекомендации педагогам по организации работы с учащимися в первом классе.

Хочу отметить, что министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник обратился к каждому губернатору с письмом, в котором настоятельно попросил посодействовать проведению акции «Дай руку, первокласснику» на высоком уровне. Например, помогать в организации школьных базаров, закупки школьной мебели, оборудованию комнат отдыха для первоклассников. Детям шести лет следует обеспечить хотя бы полтора часа дневного сна, особенно тем, которые посещают группу продленного дня. Понятно, что для этого необходимы и кроватки, и оформление комнат, и обеспечения санитарных норм.

И вновь о медосмотре

- Одна из важнейших задач дошкольного и школы — сохранение здоровья детей. В этом контексте возникает, в частности, и вопрос медосмотров …


- Есть много разных подходов по сохранению здоровья наших детей. Интересен опыт имеют харьковчане. Они уже несколько лет проводят диспансеризацию всех детей непосредственно в школе. Поэтому родителям не нужно ездить по поликлиникам. Основываясь на харьковском опыте, в прошлом году было принято постановление Кабинета Министров Украины об обеспечении таких медицинских осмотров учеников начальной школы. Относительно старших детей — здесь возникает много чисто психологических проблем (особенно если это подростки 14 — 15 лет). Поэтому пока нет однозначного видения, как лучше проводить медосмотры для них — или при местных поликлиниках, или в школе. Не забываем, что детей старшего возраста должен осмотреть большее количество специалистов. Главное — чтобы медосмотр был обязательным. Чтобы на уроки физкультуры шли дети, имеющие справку о состоянии здоровья, чтобы в школе знали, к каким физгруппам их нужно отнести.

Мы также ощутимо изменили подходы к урокам физической культуры. Нормативы стали легче, их стало меньше. Ведь неизвестно, кто как провел три месяца лета, которую имел двигательную активность. Одни были активнее, другие могли прильнуть к компьютеру. Поэтому мы не можем сразу после летних каникул давать детям достаточно большие нагрузки. Также была поддержана идея отказая от оценки на уроках физкультуры в начальной школе. Недавно мы проводили совещание с разработчиками учебных программ по всем предметам начальной школы. Большинство поддержало идею отказаться от оценки на уроках физкультуры и «Основ здоровья», ведь этот курс должен сформировать навыки сохранения здоровья, безопасного поведения. А как можно эти навыки оценить? Перед нами стоит дилемма: ребенок правильно отвечает на все вопросы по здоровому образу жизни и одновременно … курит. И что тогда ей ставить — 12 или 1? Если знания дали, а навыков не сформировали. Поэтому в начальной школе попробуем отказаться от оценок.

Возможно, такой подход следует внедрить и при изучении художественных курсов. Столкнувшись с низкой оценкой своей работы, ребенок подумает: «У меня не получилось, еще и двойку поставили». Зачем травмировать психику?

О реформе косметической и фундаментальной

- Недавно приняли новые государственные стандарты начального образования. Чтобы там не говорили, но именно они закладывают фундамент реформ …

- Самое основное реформа — это, действительно, реформа содержания. Ведь увеличение или уменьшение продолжительности уроков, перерывов, учеба — это, фактически, косметические изменения. А вот реформа содержания — это изменение тех фундаментальных вещей, которые закладываются в стандартах. Могу утверждать, что нынешний стандарт является значительно более прогрессивным от предыдущего. Руководствуясь опытом Киева, мы начали изучение иностранного языка с первого класса. В столице это было отработано еще более десяти лет назад. Это правильно, ведь во многих детских садах есть уже определенные методики, дети начинают изучать язык уже там. После приходят в школу, с первого класса — не изучают, а с другой — начинают сначала. Понятно, что при таких обстоятельствах нет развития, прозрачности образования. А за год можно забыть все то, что выучили. Кроме того, мы вернули естествознание. Еще в 2007 году исследования TIMSS показали низкие знания по природоведению в начальной школе. Потому что курс «Я и Украина», который внедрялся в предыдущие десять лет, откровенно говоря, себя не оправдал. Ребенку трудно мгновенно переключаться из истории родного края на строение растений или животных. Эта смесь знаний не оставляла отпечатков в памяти учеников и ничего не формировала. А то самое исследование TИMSS построено исключительно на практических вопросах. Да и даже взрослый человек не всегда может в голове интегрировать обществоведение и естествознание, а ребенку еще сложнее.

Поэтому мы и вернули естествознание. Считаю это одним из крупнейших наших достижений. Если мы провозглашаем курс на повышение качества математического образования, нужно это делать с самого начала.

Сократить количество предметов для профильной школы

- Перед окончанием учебного года много «экспертов» предсказывало рост коррупции в школах, что привело бы к огромному количеству медалистов …

- И наиболее приятно констатировать, что прогнозы так называемых «экспертов», как всегда, не оправдались. Месяца четыре нам прогнозировали расцвет коррупции в школах, говорили, что все будет продано, что количество медалистов возрастет многократно. Прошлогодние разговоры сейчас приобрели еще большие масштабы.

И все эти разговоры оказались обычными фантазиями. Вот и информация о проценте аттестатов с отличием: в 2009 году их было 4,6%, в 2010-м — 4,9%, в 2011-м — 4,7%. То есть никаких «взрывов» не произошло.

- Также в этом году много шума было относительно контрольных работ. Будут ли они в новом учебном году?

- Речь пойдет о проведении срезов знаний, но в этом году контрольные были «посвящены» исключительно созданию нового стандарта. В следующем году мы стандарты делать уже не будем. Если что и будет планироваться, то для других целей, в других форматах. Также у нас будет возможность учесть нынешний опыт. В частности, негативное.

- Каково Ваше мнение о профилирование старшей школы?

- Это — интересная тема в контексте создания нового стандарта. Окончательно она еще не решена. Думаю, для профильной школы необходимо резкое сокращение количества обязательных предметов. Иначе — мы никогда не обеспечим профилирование старшей школы. Конечно, сокращать следует не до трех обязательных, как это предложено в России. Мы называем 8 — 9 предметов. До девятого класса планируем дать базовые знания по всем предметам. В старшей школе — определенный ограниченный цикл обязательных предметов.

- Система подготовки педагогов — ужасная

- Министерство образования и науки, молодежи и спорта недавно результативно работали над новой редакцией закона «О высшем образовании». Какие концептуальные вещи в нем касаются школы?

- Нас в этом документе интересуют, прежде всего, моменты, связанные с педагогическим образованием. Ведь система подготовки педагога сегодня является, без преувеличения, ужасной. Даже те абитуриенты, которые имели мотивацию получить именно эту специальность, а не просто ушли в педуниверситет за того, что в другое учреждение не вступили, к концу учебы эту мотивацию теряют. Нагрузки с первых дней педагогикой и психологией, теоретизированность, суженность практики отталкивает многих потенциальных студентов. В Европе обычно по-другому — готовят специалиста-биолога, химика и т. п.. А после получения бакалавра он может поступить в магистратуру по педагогике, которая построена по типу нашей интернатуры в медицине. И большую часть учебного времени магистранты проводят в школе. Поэтому студент может сделать осознанный выбор, идти ли ему в педагогику, или нет. А предмет обучения студент уже досконально знает. К сожалению, некоторые выпускники наших педагогических вузов не знают на высоком уровне ни предмета, ни педагогики, а дети это чувствуют сразу.

В законопроекте есть самое основное: учитель, воспитатель должен иметь уровень образования не ниже бакалавра. Были у нас разговоры в некоторых университетах, что нужно экономить деньги — пусть молодежь получает младшего специалиста и идет в детский сад воспитателем. А вот в Японии в детсаду можно встретить даже профессора, ведь там понимают, что именно дошкольного является важнейшим этапом развития человеческих способностей. Там не относятся к ДОУ как в камеру хранения, где может «подежурить» и человек без должного образования. И, конечно, нас интересует последипломное педагогическое образование, где осуществляется повышение квалификации учителей. В некоторых таких заведениях занятия тоже слишком затеоретизовани, но не современными знаниями. Поэтому человек приходит туда раз в пять лет и слышит ту же лекцию, что и пять, и десять лет назад. Эта система также нужно перестраивать. Необходимы самые современные знания по предметам и методики их преподавания.

 

Взято с abiturientam.com


Это интересно...

Наши контакты

Рейтинг@Mail.ru

© 2009-2016, Список Литературы