Философия

Список источников >Наука и образование >Философия >

Введение в эротическую философию Жоржа Батая

Автор: Тимофеева, О.
Год: 2009
Издание: Новое литературное обозрение
Страниц: 200
ISBN: 9785867937058
Книга Оксаны Тимофеевой посвящена жизни и идеям французского философа Жоржа Батая (1897-1962), которого принято называть отцом постмодернизма. Несмотря на то что Батай во многом ответственен за современное состояние западных умов, в наше время его представления об эротике действительно требуют специальных разъяснений. Отец постмодернизма жил и творил до сексуальной революции, а потому в своей трактовке понятия эротизма исходил из системы запретов, регламентировавших эту сферу жизни в Европе первой половины XX века. По Батаю, запретность секса порождает самые различные вещи - от любви до мистики, литературы и садизма.Одна из главных тем книги Оксаны Тимофеевой - отношения Батая с последней из классических философских систем, гегелевской феноменологией духа'.У Гегеля человеческое сознание сначала растворяется в объектах внешнего мира, чтобы затем вернуться обратно как уже все познавший абсолютный дух, и тем самым полностью преодолевает разлад с миром и самим собой.У Батая история получается совсем другая. Во-первых, гегелевскую диалектику он трактует материалистически с опорой на социологию и этнографию, чтоб не сказать порнографию. Финального умиротворения духа, как у классика, у него не выходит, зато выводы крайне интересны: например, что секс и смерть - это почти одно и то же, что проституция в нашем обществе священна, что смысл капиталистической экономики - в заведомо чрезмерной растрате ресурсов и т.д.Во-вторых, как показывает Тимофеева, Батай, в отличие от Гегеля, отказывает разуму - неважно, философскому или идеологическому - в праве окончательно объяснить и привести в систему все на свете. Именно поэтому всевозможные дурно пахнущие 'отбросы': выделения человеческого тела, иррациональные и деструктивные эмоции, отверженные сословия и маргинальные личности, словом все, что власть не в состоянии включить в удобную для нее модель мира, - остаются для Батая предметом живейшего интереса. Подобно дикарю из популярных в его времена этнографических сочинений, он стремился, прикоснувшись к запретному, а значит, сакральному, зарядиться его магической энергией. Выражалось это по преимуществу в том, что на досуге Батай писал кощунственные порнографические сочинения, которые, будучи в миру почтенным библиотечным служащим, мог печатать только под псевдонимом.Пожалуй, самое ценное в книге Оксаны Тимофеевой - ее размышления об 'антропологической машине', инструменте, при помощи которого носитель определенной культуры проводит в самом себе границу между животными и человеческими качествами, тем самым выделяя себя из природы. Философия Батая описывает лишь одну из исторических разновидностей этого механизма - отрицание 'животной' сексуальности в европейской традиции первой половины прошлого века. И это обстоятельство открывает богатейшие возможности использования подхода, предложенного Тимофеевой, по отношению к другим эпохам и культурам.'
Добавлено: 2009-11-18 20:34:57

Видео о книгах:

Это интересно...

Наши контакты

Рейтинг@Mail.ru

© 2009-2016, Список Литературы